ГОСТ 52645-2006 (кл.пр. 10.0)
Гайки высокопрочные шестигранные din 985 ГОСТ р52645 2006 отличаются увеличенным размером, их увеличивают под ключ. Эти удобные и надежные изделия применяют как в строительстве, так и в машиностроении, ими комплектуют болты, и используют для соединения деталей и узлов агрегатов разного типа, различных технических элементов. Особое распространение гайка ГОСТ 52645 2006, 22354, 985 со стопорным кольцом шестигранная получила в тяжелом машиностроении. Она поставляется в высокопрочном исполнении, с мелким шагом резьбы, если это необходимо. Разнообразие, которым отличаются гайки высокопрочные ГОСТ 22354 77 со стопорным кольцом оцинкованные, достаточно велико. Среди их ассортимента можно найти метиз под любые цели – разного размера и массы.
Есть необходимость приобрести гайки шестигранные высокие кл пр 11 0 985? – Вы можете купить эти изделия в нашем магазине. У нас гайка шестигранная М10 ГОСТ 52645 2006 din 985 представлена в широком ассортименте, и подходящий вариант удастся подобрать под любые цели. Все изделия обладают исключительным качеством и превосходными эксплуатационными характеристиками. Подходящая гайка дин 985 обязательно найдется!
Марка стали: 3, 20, 35, 45, 40Х, 09Г2С, 12Х13.
Класс прочности: 4; 5; 6; 8; 10; 12. ГОСТ Р 52645-2006
Параметры гайки |
Номинальный диаметр резьбы d |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
М16 | М18* | М20 | М22* | М24 | М27* |
М30 |
М36 |
M42 |
М48 | ||
Шаг резьбы, P | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3 | 3 |
3,5 |
4 |
4,8 |
5 | |
d a | минимум | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 27 | 30 | 36 | 42 | 48 |
максимум | 17,3 | 19,4 | 21,6 | 23,8 | 25,9 | 28,2 | 32,4 | 38,9 | 45,4 | 51,8 | |
dw | не более | 27 | 30 | 34 | 36 | 41 | 46 | 50 | 60 |
65 |
75 |
не менее | 24,9 | 27 | 31,4 | 33,3 | 38 | 42,8 | 46,5 | 55,9 |
58,5 |
67,5 | |
m ** | не более | 17,1 | 18 | 20,7 | 23,6 | 24,2 | 27,6 | 30,7 | 36,6 |
42 |
48 |
не менее | 16,4 | 16,9 | 19,4 | 22,3 | 22,9 | 26,3 | 29,1 | 35 | 40,4 | 46,4 | |
m’, не менее | 13,1 | 13,5 | 15,5 | 17,8 | 18,3 | 21 | 23,3 | 28 | 31,5 | 36 | |
S | не более | 27 | 30 | 34 | 36 | 41 | 46 | 50 | 60 | 65 | 75 |
не менее | 26,16 | 29 | 33 | 35 | 40 | 45 | 49 | 58,8 | 63,1 | 73,1 | |
е, не менее | 29,6 | 35 | 37,29 | 39,55 | 45,2 | 50,85 | 55,37 | 66,44 | 72,1 | 83,4 |
* Данные параметры использовать не рекомендуется.
** Допускается применение гаек уменьшенной высоты при соответсвующих условиях.
Все параметры в таблице указаны в мм.
Силовые параметры резьбовых соединений. Надёжность крепежа
Основные силовые параметры резьбовых соединений для крепёжных деталей, минимальная разрушающая нагрузка и пробная нагрузка, которая для классов прочности болта 6.8 и выше составляет 74-79% от минимальной разрушающей нагрузки. Пробная нагрузка является контрольной величиной, которую стержневая крепёжная деталь должна выдержать при испытаниях. Усилие предварительной затяжки (далее – усилие затяжки), на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимается в пределах 75-80%, в отдельных случаях и 90%, от пробной нагрузки. При этом, в упруго напряжённых элементах крепежа проявляется механизм пластических деформаций, ведущий к убыванию напряжений во времени, и усилие затяжки соединения снижается без каких-либо дополнительных силовых воздействий. В конструкторской документации указывается усилие предварительной затяжки, или соответствующее значение крутящего момента затяжки. Повреждения в резьбовых соединениях возникают, главным образом, из-за следующих факторов:
-
были неправильно подобраны компоненты соединения;
-
недостаточное, или превышенное усилие затяжки;
-
неравномерное распределение усилия затяжки.
Технический уровень и качество крепёжных деталей и соединений имеют важное значение для обеспечения высоких потребительских характеристик машин, механизмов, строительных конструкций, бытовой техники, другой продукции. Известно, что большинство отказов в автотранспортных средствах так или иначе связано с крепёжными деталями, ослаблением соединений, а любые ремонты и обслуживание – с отвинчиванием и завинчиванием болтов, гаек, винтов и т.д.
Надёжность соединений узлов зависит от технического уровня конструкции в целом, качества крепёжных деталей и качества сборки [1].
Надёжность резьбовых соединений — это, в первую очередь, гарантия длительного сохранения усилия предварительной затяжки в период эксплуатации. Как обеспечить это?
Усилие предварительной затяжки (далее – усилие затяжки – Q, Н), на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимаетсяв пределах 75-80%, в отдельных случаях и 90%, от пробной нагрузки[1]. Нередко возникает вопрос почему «предварительной»? Дело в том, что затяжка соединений подразумевает создание во всех деталях – и крепёжных, и соединяемых, некоторых напряжений. При этом в упруго напряжённых телах проявляются некоторые механизмы пластических деформаций, ведущие к убыванию напряжений во времени (явление релаксации напряжений). Поэтому по истечении некоторого времени усилие затяжки соединения несколько снижается без каких либо дополнительных силовых воздействий на него. В табл. 1 для справок приведены значения усилий затяжки нескольких размеров соединений.
Таблица 1
Значения усилий затяжки,Q, Н | |||
Размер резьбы болта | Класс прочности 6.8 | Класс прочности 8.8 | Класс прочности 10.9 |
М6 | 7540 | 8700 | 12530 |
М8 | 12750 | 15900 | 22800 |
М10 | 19130 | 25280 | 36080 |
М12 | 27230 | 36680 | 52500 |
Существует несколько способов затяжки резьбовых соединений: затяжка до определённого момента, затяжка до определённого угла, затяжка до предела упругости, затяжка в области пластических деформаций и другие.
Затяжка соединений до определённого момента
В отечественной практике чаще всего применяется затяжка путём приложения к крепёжной детали необходимогокрутящего момента затяжки (далее – момента затяжки, М кр , Н*м), который обычно указывается в чертежах или технологии сборки. В автомобильной промышленности для назначения моментов затяжки используются отраслевые стандарты [2; 3] и руководящий документ [4], которые распространяются на резьбовые соединения с болтами, шпильками и гайками с цилиндрической метрической резьбой номинальным диаметром от М3 до М24 в зависимости от размеров, класса прочности крепёжной детали и класса соединения.
В зависимости от степени ответственности соединений назначаются классы резьбовых соединений и соответствующие им величины максимальных и минимальных моментов затяжки, объёма их контроля (проверки), приведенные в табл.2.
Таблица 2. Классы резьбовых соединений по [3]
Класс соедин. | Наименование | Допускаемое отклон. от расчетного М кр , % | Объем контроля затяжки | |
Максим. | Минимум | |||
I | Особо ответственные | +5 | -5 | 100% соединений |
II | Ответственные | +5 | -15 | |
III | Общего назначения | +5 | -35 | Периодически, согласно техдок. |
IV | Малоответственные | +5 | -65 |
Несколько иные, но во многом аналогичные классы резьбовых соединений приводит, например, стандарт фирмы Renault[5], называя их классами точности прилагаемого момента:
класс А | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±5% |
класс В | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±10% |
класс М | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±15% |
класс С | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±20% |
класс D | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±35% |
класс Е | имеет поле допуска М кр на инструменте | ±45% |
Видно, что классы А, В, С, D соответствуют по полю допуска классам по табл.2.
Номинальный крутящий момент рассчитывается по известной формуле [1; 4;7]:
М кр = 0,001 Q[0,16 Р + µ р 0,58 d 2 + µ т 0,25 (d т + d 0 ) ],
где µ р – коэффициент трения в резьбе;
µ т — коэффициент трения на опорном торце;
d т – диаметр опорной поверхности головки болта или гайки,мм;
d 0 – диаметр отверстия под крепёжную деталь, мм;
Р – шаг резьбы, мм;
d 2 – средний диаметр резьбы, мм.
Существенное влияниена затяжку крепёжных соединений оказывают условия контактного трения в резьбе и на опорной поверхности, зависящие от таких факторов, как состояние контактных поверхностей, вид покрытия, наличие смазочного материала, погрешности шага и угла профиля резьбы, отклонение от перпендикулярности опорного торца и оси резьбы, скорость завинчивания и др. Значения коэффициента трения в реальных условиях сборки можно лишь прогнозировать. Как показывают многочисленные эксперименты, они не стабильны. В табл. 3 приведены их справочные значения [6].
Таблица 3. Значения коэффициентов трения в резьбе µ р и на опорном торце µ т
Вид покрытия | Коэффициент трения | Без смазочного материала | Машинное масло | Солидол синтетический | Машинное масло с МоS 2 |
Без покрытия | µ р | 0,32-0,52 | 0,19-0,24 | 0.16-0,21 | 0,11-0,15 |
µ т | 0,14-0,24 | 0,12-0.14 | 0,11-0,14 | 0,07-0,10 | |
Цинкование | µ р | 0,24-0,48 | 0,15-0,20 | 0,14-0,19 | 0,14-0,19 |
µ т | 0,07-0.10 | 0.09-0,12 | 0,08-0,10 | 0,06-0,09 | |
Фосфатирование | µ р | 0,15-0,50 | 0,15-0,20 | 0,15-0.19 | 0.14-0,16 |
µ т | 0,09-0,12 | 0,10-0,13 | 0,09-0,13 | 0,07-0,13 | |
Оксидирование | µ р | 0.50-0,84 | 0,39-0.51 | 0,37-0,49 | 0.15-0,21 |
µ т | 0,20-0,43 | 0,19-0.29 | 0.19-0,29 | 0,07-0,11 |
Для упрощения расчётов М кр коэффициенты трения обычно усредняют. В качестве примера в табл. 4 приведены результаты сравнительного расчёта моментов затяжки соединения болт-гайка размером М8, класса прочности 8.8-8. Значения коэффициентов трения µ р иµ т взяты средними от приведённых в табл.3. Конечные результаты расчётов достаточно близки.
Таблица 4. Результаты сравнительного расчёта момента затяжки крепежа
Вид смазки и покрытия | Разные коэффициенты трения | Усреднен. к-ты трения | |||
µ р | µ т | М кр.разд , Н?м | µ=0,5(µ р +µ т) | М кр.сред , Н?м | |
6Ц хр | 0,36 | 0,09 | 34,9 | 0,22 | 36,8 |
6Ц хр, солидол | 0,165 | 0,09 | 21,9 | 0.13 | 23,0 |
Без смазки и покрытия | 0,42 | 0,19 | 47,6 | 0,30 | 48,9 |
Для понимания и правильного назначения режимов сборки резьбовых соединений важно знать на что расходуется Мкр . В табл. 5 приведены результаты расчёта момента затяжки в целом и по составляющим. Три составляющие момента затяжки (см. формулу) отражают их доли, идущие на создание усилия затяжки (12-15%), на преодоление сил трения в резьбе (32-39%) и на преодоление сил трения под головкой болта или под гайкой (47-54%) [1].
Как видим на создание усилия затяжки расходуется лишь до 15% М кр .
Таблица 5. Моменты затяжки соединений и их составляющие, М кр , Н*м
Размер резьбы ишестигр., мм | Всего | На создание усилия затяжки | На трение в резьбе | На трение под головкой | ||||
Класс прочности | ||||||||
6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 | |
М6; S=10 | 8.3 | 9,6 | 1.2 | 1,4 | 3,0 | 3,5 | 4,1 | 4,7 |
М8; S=13 | 18,4 | 23 | 2.6 | 3,2 | 6.9 | 8.6 | 8,9 | 11,2 |
М10; S=17 | 35 | 46,3 | 4,6 | 6,0 | 13,0 | 17,2 | 17,4 | 23,5 |
При применении соединений с фланцевыми болтами и гайками важно учитывать влияние на момент затяжки увеличенной опорной поверхности под головкой. Момент требуется на 10-15% выше, чем без фланца.