Гайки шестигранные

ГОСТ 52645-2006 (кл.пр. 10.0)

Гайки высокопрочные шестигранные din 985 ГОСТ р52645 2006 отличаются увеличенным размером, их увеличивают под ключ. Эти удобные и надежные изделия применяют как в строительстве, так и в машиностроении, ими комплектуют болты, и используют для соединения деталей и узлов агрегатов разного типа, различных технических элементов. Особое распространение гайка ГОСТ 52645 2006, 22354, 985 со стопорным кольцом шестигранная получила в тяжелом машиностроении. Она поставляется в высокопрочном исполнении, с мелким шагом резьбы, если это необходимо. Разнообразие, которым отличаются гайки высокопрочные ГОСТ 22354 77 со стопорным кольцом оцинкованные, достаточно велико. Среди их ассортимента можно найти метиз под любые цели – разного размера и массы.

Есть необходимость приобрести гайки шестигранные высокие кл пр 11 0 985? – Вы можете купить эти изделия в нашем магазине. У нас гайка шестигранная М10 ГОСТ 52645 2006 din 985 представлена в широком ассортименте, и подходящий вариант удастся подобрать под любые цели. Все изделия обладают исключительным качеством и превосходными эксплуатационными характеристиками. Подходящая гайка дин 985 обязательно найдется!

Поле допуска резьбы: 6H.
Марка стали: 3, 20, 35, 45, 40Х, 09Г2С, 12Х13.
Класс прочности: 4; 5; 6; 8; 10; 12. ГОСТ Р 52645-2006

Параметры гайки

Номинальный диаметр резьбы d

М16 М18* М20 М22* М24 М27*

М30

М36

M42

М48
Шаг резьбы, P 2 2,5 2,5 2,5 3 3

3,5

4

4,8

5
d a минимум 16 18 20 22 24 27 30 36 42 48
максимум 17,3 19,4 21,6 23,8 25,9 28,2 32,4 38,9 45,4 51,8
dw не более 27 30 34 36 41 46 50 60

65

75
не менее 24,9 27 31,4 33,3 38 42,8 46,5 55,9

58,5

67,5
m ** не более 17,1 18 20,7 23,6 24,2 27,6 30,7 36,6

42

48
не менее 16,4 16,9 19,4 22,3 22,9 26,3 29,1 35 40,4 46,4
m’, не менее 13,1 13,5 15,5 17,8 18,3 21 23,3 28 31,5 36
S не более 27 30 34 36 41 46 50 60 65 75
не менее 26,16 29 33 35 40 45 49 58,8 63,1 73,1
е, не менее 29,6 35 37,29 39,55 45,2 50,85 55,37 66,44 72,1 83,4

* Данные параметры использовать не рекомендуется.

** Допускается применение гаек уменьшенной высоты при соответсвующих условиях.

Все параметры в таблице указаны в мм.

Силовые параметры резьбовых соединений. Надёжность крепежа

Основные силовые параметры резьбовых соединений для крепёжных деталей, минимальная разрушающая нагрузка и пробная нагрузка, которая для классов прочности болта 6.8 и выше составляет 74-79% от минимальной разрушающей нагрузки. Пробная нагрузка является контрольной величиной, которую стержневая крепёжная деталь должна выдержать при испытаниях. Усилие предварительной затяжки (далее – усилие затяжки), на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимается в пределах 75-80%, в отдельных случаях и 90%, от пробной нагрузки. При этом, в упруго напряжённых элементах крепежа проявляется механизм пластических деформаций, ведущий к убыванию напряжений во времени, и усилие затяжки соединения снижается без каких-либо дополнительных силовых воздействий. В конструкторской документации указывается усилие предварительной затяжки, или соответствующее значение крутящего момента затяжки. Повреждения в резьбовых соединениях возникают, главным образом, из-за следующих факторов:

  • были неправильно подобраны компоненты соединения;

  • недостаточное, или превышенное усилие затяжки;

  • неравномерное распределение усилия затяжки.

Технический уровень и качество крепёжных деталей и соединений имеют важное значение для обеспечения высоких потребительских характеристик машин, механизмов, строительных конструкций, бытовой техники, другой продукции. Известно, что большинство отказов в автотранспортных средствах так или иначе связано с крепёжными деталями, ослаблением соединений, а любые ремонты и обслуживание – с отвинчиванием и завинчиванием болтов, гаек, винтов и т.д.

Надёжность соединений узлов зависит от технического уровня конструкции в целом, качества крепёжных деталей и качества сборки [1].

Надёжность резьбовых соединений — это, в первую очередь, гарантия длительного сохранения усилия предварительной затяжки в период эксплуатации. Как обеспечить это?

Усилие предварительной затяжки (далее – усилие затяжки – Q, Н), на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимаетсяв пределах 75-80%, в отдельных случаях и 90%, от пробной нагрузки[1]. Нередко возникает вопрос почему «предварительной»? Дело в том, что затяжка соединений подразумевает создание во всех деталях – и крепёжных, и соединяемых, некоторых напряжений. При этом в упруго напряжённых телах проявляются некоторые механизмы пластических деформаций, ведущие к убыванию напряжений во времени (явление релаксации напряжений). Поэтому по истечении некоторого времени усилие затяжки соединения несколько снижается без каких либо дополнительных силовых воздействий на него. В табл. 1 для справок приведены значения усилий затяжки нескольких размеров соединений.

Таблица 1

Значения усилий затяжки,Q, Н
Размер резьбы болта Класс прочности 6.8 Класс прочности 8.8 Класс прочности 10.9
М6 7540 8700 12530
М8 12750 15900 22800
М10 19130 25280 36080
М12 27230 36680 52500

 

Существует несколько способов затяжки резьбовых соединений: затяжка до определённого момента, затяжка до определённого угла, затяжка до предела упругости, затяжка в области пластических деформаций и другие.

Затяжка соединений до определённого момента

В отечественной практике чаще всего применяется затяжка путём приложения к крепёжной детали необходимогокрутящего момента затяжки (далее – момента затяжки, М кр , Н*м), который обычно указывается в чертежах или технологии сборки. В автомобильной промышленности для назначения моментов затяжки используются отраслевые стандарты [2; 3] и руководящий документ [4], которые распространяются на резьбовые соединения с болтами, шпильками и гайками с цилиндрической метрической резьбой номинальным диаметром от М3 до М24 в зависимости от размеров, класса прочности крепёжной детали и класса соединения.

В зависимости от степени ответственности соединений назначаются классы резьбовых соединений и соответствующие им величины максимальных и минимальных моментов затяжки, объёма их контроля (проверки), приведенные в табл.2.

Таблица 2. Классы резьбовых соединений по [3]

Класс соедин. Наименование Допускаемое отклон. от расчетного М кр , % Объем контроля затяжки
Максим. Минимум
I Особо ответственные +5 -5 100% соединений
II Ответственные +5 -15
III Общего назначения +5 -35 Периодически, согласно техдок.
IV Малоответственные +5 -65

 

Несколько иные, но во многом аналогичные классы резьбовых соединений приводит, например, стандарт фирмы Renault[5], называя их классами точности прилагаемого момента:

класс А  имеет поле допуска М кр на инструменте ±5%
класс  В имеет поле допуска М кр  на инструменте ±10%
класс  М имеет поле допуска М кр  на инструменте ±15%
класс  С имеет поле допуска М кр  на инструменте ±20%
класс  D имеет поле допуска М кр  на инструменте ±35%
класс  Е имеет поле допуска М кр  на инструменте ±45%

 

Видно, что классы А, В, С, D соответствуют по полю допуска классам по табл.2.

Номинальный крутящий момент рассчитывается по известной формуле [1; 4;7]:

М кр = 0,001 Q[0,16 Р + µ р 0,58 d 2 + µ т 0,25 (d т + d 0 ) ],

где µ р – коэффициент трения в резьбе;

µ т — коэффициент трения на опорном торце;

d т – диаметр опорной поверхности головки болта или гайки,мм;

d 0 – диаметр отверстия под крепёжную деталь, мм;

Р – шаг резьбы, мм;

d 2 – средний диаметр резьбы, мм.

Существенное влияниена затяжку крепёжных соединений оказывают условия контактного трения в резьбе и на опорной поверхности, зависящие от таких факторов, как состояние контактных поверхностей, вид покрытия, наличие смазочного материала, погрешности шага и угла профиля резьбы, отклонение от перпендикулярности опорного торца и оси резьбы, скорость завинчивания и др. Значения коэффициента трения в реальных условиях сборки можно лишь прогнозировать. Как показывают многочисленные эксперименты, они не стабильны. В табл. 3 приведены их справочные значения [6].

Таблица 3. Значения коэффициентов трения в резьбе µ р и на опорном торце µ т

Вид покрытия Коэффициент трения Без смазочного материала Машинное масло Солидол синтетический Машинное масло с МоS 2
Без покрытия µ р 0,32-0,52 0,19-0,24 0.16-0,21 0,11-0,15
µ т 0,14-0,24 0,12-0.14 0,11-0,14 0,07-0,10
Цинкование µ р 0,24-0,48 0,15-0,20 0,14-0,19 0,14-0,19
µ т 0,07-0.10 0.09-0,12 0,08-0,10 0,06-0,09
Фосфатирование µ р 0,15-0,50 0,15-0,20 0,15-0.19 0.14-0,16
µ т 0,09-0,12 0,10-0,13 0,09-0,13 0,07-0,13
Оксидирование µ р 0.50-0,84 0,39-0.51 0,37-0,49 0.15-0,21
µ т 0,20-0,43 0,19-0.29 0.19-0,29 0,07-0,11

 

Для упрощения расчётов М кр коэффициенты трения обычно усредняют. В качестве примера в табл. 4 приведены результаты сравнительного расчёта моментов затяжки соединения болт-гайка размером М8, класса прочности 8.8-8. Значения коэффициентов трения µ р иµ т взяты средними от приведённых в табл.3. Конечные результаты расчётов достаточно близки.

Таблица 4. Результаты сравнительного расчёта момента затяжки крепежа

Вид смазки и покрытия Разные коэффициенты трения Усреднен. к-ты трения
µ р µ т М кр.разд , Н?м µ=0,5(µ рт) М кр.сред , Н?м
6Ц хр 0,36 0,09 34,9 0,22 36,8
6Ц хр, солидол 0,165 0,09 21,9 0.13 23,0
Без смазки и покрытия 0,42 0,19 47,6 0,30 48,9

 

Для понимания и правильного назначения режимов сборки резьбовых соединений важно знать на что расходуется Мкр . В табл. 5 приведены результаты расчёта момента затяжки в целом и по составляющим. Три составляющие момента затяжки (см. формулу) отражают их доли, идущие на создание усилия затяжки (12-15%), на преодоление сил трения в резьбе (32-39%) и на преодоление сил трения под головкой болта или под гайкой (47-54%) [1].

Как видим на создание усилия затяжки расходуется лишь до 15% М кр .

Таблица 5. Моменты затяжки соединений и их составляющие, М кр , Н*м

Размер резьбы ишестигр., мм Всего На создание усилия затяжки На трение в резьбе На трение под головкой
Класс прочности
6.8 8.8 6.8 8.8 6.8 8.8 6.8 8.8

 

М6; S=10 8.3 9,6 1.2 1,4 3,0 3,5 4,1 4,7
М8; S=13 18,4 23 2.6 3,2 6.9 8.6 8,9 11,2
М10; S=17 35 46,3 4,6 6,0 13,0 17,2 17,4 23,5

 

При применении соединений с фланцевыми болтами и гайками важно учитывать влияние на момент затяжки увеличенной опорной поверхности под головкой. Момент требуется на 10-15% выше, чем без фланца.